Не все иноинвестиции одинаково полезны

Малому бизнесу сложно воспользоваться возможностями от привлечения в регион прямых иностранных инвестиций, при этом негативный эффект выше, если инвестиции размещаются за пределами региона, это объясняется отсутствием доступа к иностранным технологиям при росте конкуренции, пришли к выводу эксперты ОЭСР. Поэтому политика по привлечению «правильных» инвестиций не должна быть централизованной и требует многоуровневых механизмов управления. Одновременно необходимо учитывать интересы местных крупных компаний, которые пользуются выгодами от инвестиций и могут передавать технологии уже малым предприятиям, считают эксперты.

Эксперты ОЭСР изучили влияние прямых иностранных инвестиций на эффективность национальных компаний на внутреннем рынке, в том числе малых и средних предприятий (МСП). Для его измерения исследователи использовали показатели производительности и занятости в зависимости от количества фирм с иностранной собственностью и занятостью в них. Влияние прямых инвестиций рассматривается и в зависимости от отраслевой и пространственной близости к отечественным предприятиям: инвестиции в один регион и одну отрасль (локализация производства); один регион и разные отрасли (диверсификация); разные регионы и одну отрасль. Результаты исследования изложены в рабочем докладе ОЭСР «Выгодны ли прямые иностранные инвестиции МСП?» — основой послужили 8,5 млн наблюдений в течение 2007–2015 годов в Италии, Франции, Португалии, Испании, Швеции и др.

Как следует из доклада, положительные вторичные эффекты для отечественных предприятий от иностранного присутствия в домашнем регионе за счет высокого спроса на промежуточные товары и распространения технологий уравновешиваются более высокой конкуренцией за доли рынка и квалифицированных работников.

При этом инвестиции в кросс-сектора могут незначительно повысить производительность местных фирм. Впрочем, если инвестиции размещаются в других регионах страны, местные предприятия испытывают негативные последствия. В частности, исследователи ссылаются на оценку инвестиций в КНР, где локальные горизонтальные побочные эффекты на производительность отечественных фирм были положительными, тогда как инвестиции в другой регион оказывали негативное влияние. Это вызвано тем, что распространение знаний происходит на местном уровне, тогда как конкуренция со стороны иностранных компаний и потеря доли рынка действуют в широком масштабе, отмечают эксперты.

Извлекать выгоду от вторичных эффектов привлечения инвестиций лучше удается крупным компаниям — из-за больших возможностей инвестировать в дополнительные инновации по сравнению с малыми предприятиями.

Одновременно дополнительные продукты крупных фирм более востребованы иностранными компаниями благодаря высокому качеству, из-за чего они заинтересованы и в распространении технологий. Небольшие предприятия чаще оказываются в неблагоприятном положении из-за неготовности конкурировать с более технологичными иностранными фирмами в одном сегменте — положительные вторичные эффекты возникают лишь тогда, когда инвестиции тесно связаны с технологиями, используемыми в отечественных фирмах. Занятость в МСП также снижается вслед за возможным сокращением доли рынка из-за появления иностранной компании и перетока работников за более высокими зарплатами.

Одновременно положительный эффект для части МСП наблюдается за счет вытеснения с рынка малых фирм и перераспределения рабочих мест в выжившие фирмы. Выгоды же для малого бизнеса от иностранного присутствия в регионе выражены в доступе к международному рынку. Впрочем, вклад в экспорт является косвенным — в качестве поставщиков товаров и услуг для фирм-экспортеров.

Авторы констатируют, что политика в области прямых иностранных инвестиций не должна ограничиваться мерами по их привлечению, поддержка должна оказываться и отечественным предприятиям, которые при получении выгод от иностранного присутствия будут распространять их уже на малые предприятия. По мнению экспертов, это требует скоординированной работы на местном уровне с созданием «многоуровневых механизмов управления». Учет специфики помогает создать «стратегии для привлечения правильных инвестиций», отмечают эксперты.

Источник: Сетевое издание "Коммерсантъ"